Из искры возгорится пламя
или о чем говорят свечи

Свечи зажигания являются "зеркалом" здоровья двигателя автомобиля, его систем впрыска и зажигания. Опытному автомастеру внешний вид свечей скажет о многом. Мы попытаемся немного рассказать о наиболее характерных проблемах, с которыми можно встретиться при эксплуатации автомобиля...
Из многолетнего опыта обслуживания автомобилей, можно сделать вывод - не очень высокое качество бензина, значительно сокращает срок службы свечей зажигания, особенно в инжекторных системах. Обычно это 10-15 т.км для инжекторных и 15-25 т.км для карбюраторных машин, независимо от фирмы изготовителя свечей. Поэтому не стоит покупать дорогие и "именитые" свечи на такой короткий срок, если можно подобрать по каталогу аналоги из более дешёвых серии. Свечи с 2 боковыми электродами работают дольше, но не все двигатели под них расчитаны.

 
1. Свечи производства г.Энгельс. А17ДВРМ - для 8 клапанных двигателей и АY17ДВРМ для 16 клапанных двигателей. Знак "APS BOSCH". Неплохо зарекомендовали себя в инжекторных системах c двигателями, расчитанными под свечи с одним боковым электродом.   2. Чего нельзя сказать про их аналог с знаком "ЭЗ" (на фото слева).

 
3. Исправно работающая свеча. Правильно подобрана. Ровный, светлый цвет центрального изолятора.  4. Обрыв изолятора. Заметен при переворачивании свечи.

 
5. Причиной явилось масло, попадающее в камеру сгорания (сальники клапанов, кольца...)
  6. Из-за отсутствия нормального теплоотвода края нагара на боковом электрода имеют повышенный тепловой режим, что может привести к калильному зажиганию (дизелинг).

 
7. Переобеднённая топливная смесь   8. Умеренно богатая смесь, видно по "рыхлой" копоти на центральном изоляторе, но боковой электрод чист. Такая свеча может давать пропуски на переходных режимах. Проблема может быть устранена регулировкой системы.Как бедная, так и богатая смесь, ведёт к снижению мощности, ресурса двигателя и перерасходу бензина.

При эксплуатации автомобиля в зимнее время (особенно если поездки частые и короткие), возникает опасность такого-же закапчивания свечей из-за их постоянного "недогрева", вплоть до отказа. Учитывая это, необходимо догревать двигатель после короткой поездки. Так-же это бывает при зимних прогревах автомобилей с инжекторным управлением на холостом ходу. Зимняя эксплуатация предъявляет повышенные требования к автомобилю. Не стоит забывать о свечах, подготавливая его к очередному сезону.

 
9. Плохое качество 95 бензина. Ярко-красный налёт на центральном изоляторе появляется из-за неумеренного применения антидетонационных присадок производителем. Через короткое время возникают характерные полоски - пробои высокого напряжения.   10. Условно-рабочая свеча. На торце изолятора видны следы пробоя высокого напряжения на корпус свечи. Начальная стадия. При низких температурах это может осложнить запуск холодного двгателя.

   
11. Нерабочая свеча. На изоляторе видны следы пробоя высокого напряжения. Заряд стекает, оставляя за собой отчётливый токопроводящий след.    

Примеры на фотографиях 9-11 более характерны для инжекторных систем с центральным модулем зажигания. Модуль зажигания работает на грани режима короткого замыкания, что приводит к его преждевременному выходу из строя. Это так-же относится и к системам с распределителем зажигания. На холостом ходу и особенно при разгоне будут заметны провалы и рывки в работе двигателя. В запущенных случаях - его троение. В основном, это особенность "качества" 95 бензина, хотя в меньшей степени мы наблюдали это и у 92-93. 92-93 к тому-же может достаться этилированный, что выведет из строя лямбда зонд и катализатор инжекторных систем авто (устанавливаются на автомобилях с нормами токсичности выхлопа начиная с Euro-2). Нелёгкий выбор, остаётся за владельцем.
Следует помнить, что в системах зажигания с центральным модулем при отказе одной свечи, перестанут работать сразу два цилиндра (включая "парный" по модулю зажигания). На автомобилях с нормами токсичности выхлопа Euro-3 пропуски зажигания становятся причинами ошибок в системе диагностики, о чём сообщит горящий индикатор "Check Engine" на панели приборов.

 
12. Неправильно подобранная свеча. Длина резьбы свечи превышает длину резьбы свечного отверстия. Перегрев привёл к разрушению и выгоранию электродов.   13.Прорыв продуктов горения через некачественное уплотнение свечи при малых сроках её работы (менее 3 т.к.). Следствие - загрязнение свечного колпачка, приводящее его к преждевременному выходу из строя. Разнообразие марок свечей с такой проблемой, вызывает сомнения в их подлинности.

 
14.Характерный дефект, встречающийся у свечей "BRISK". Предположительная причина - неправильно подобранные материалы изготовителем.   15.Обрыв резьбовой части свечи, скорее всего признак подделки.

 
16.Трещина изолятора чаще возникает при механическом воздействии, но иногда и из-за проблем с качеством у производителя.   17.Внешний пробой изолятора. В этом случае необходима замена так-же и свечного колпачка (высоковольтных проводов). Показан явный пробой в запущенной стадии. Чаще всего обнаружить его не просто, т.к. разрушение начинается с внутренней стороны свечного колпачка.

   
18. Кое что из экзотики... Изобретатели и продавцы, уверяют что искра, экономичность и мощность двигателя будут совершенно необычные... На практике это не подтвердилось, а жаль :-). Внушает уважение трудоёмкость процесса. Встречались образцы, с заботливо проточенными надфилем электродами и такими-же уверениями. Когда процесс эволюции свечей "уходит в народ", вряд-ли стоит ожидать чудес.    

 

Андрей Гурин (Scorpion)
Николай Пономаренко.

Scorpion Team © 2000-2005